Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?


Год семьи

Должностная инструкция учителя

СОГЛАСОВАНО:
Председатель профкома
                      М.Г. Нестерова
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
                  В.Е. Григорьев


Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 571 с
углубленным изучением английского языка
Невского района Санкт-Петербурга

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
учителя

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработа­на на основе квалификационной характеристики учите­ля образовательного учреждения, утвержденной прика­зом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. № 593 в составе раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квали­фикационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Настоящая инструкция является типовой, и ее дейст­вие распространяется на всех учителей школы.

1.2. Учитель назначается и освобождается от долж­ности директором школы.

1.3. Учитель должен иметь высшее профессиональ­ное образование или среднее профессиональное обра­зование по направлению подготовки «Образование и пе­дагогика» или в области, соответствующей преподавае­мому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополни­тельная профессиональная подготовка по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъ­явления требований к стажу работы.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

· лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

· имеющие не снятую или не погашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

· признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

· имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти.

1.4. Учитель подчиняется непосредственно заместите­лю директора школы по учебно-воспитательной работе.

1.5. В своей деятельности учитель руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и города Санкт-Петербурга, органов управления образованием, Конвекцией о правах ребенка, Уставом ГОУ, правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, другими локальными актами школы и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; пра­вилами и нормами охраны труда, техники безопаснос­ти и противопожарной защиты, трудовым договором.

1.6. Учитель должен знать приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию; школьную гигиену; методику преподавания предмета; программы и учебники по преподаваемому предмету; методику воспитательной работы; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним; средства обучения и их дидактические возможности; основы научной организации труда; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; теорию и методы управления образовательными системами; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

2. Функции

Основными направлениями деятельности учителя яв­ляются:

2.1. обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета и возраста обуча­ющихся;

2.2. содействие социализации обучающихся, фор­мированию у них общей культуры, осознанному выбору ими и последующему освоению профессиональных об­разовательных программ;

2.3. обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе.

3. Должностные обязанности

Учитель школы выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. осуществляет обучение и воспитание обучаю­щихся с учетом их психолого-физиологических особен­ностей и специфики преподаваемого предмета, спо­собствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образо­вательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по ин­дивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образова­тельные ресурсы;

3.2. обоснованно выбирает программы и учебно-ме­тодическое обеспечение, включая цифровые образова­тельные ресурсы;

3.3. проводит учебные занятия, опираясь на дости­жения в области педагогической и психологической на­ук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения;

3.4. планирует и осуществляет учебный процесс в со­ответствии с образовательной программой образователь­ного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеоб­разовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятель­ности обучающихся, ориентируясь на личность обучающе­гося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализу­ет проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности; Поддерживает одаренных и талантливых детей.

3.5. обеспечивает достижение и подтверждение обу­чающимися уровней образования (образовательных цензов);

3.6. систематически оценивает эффективность и результаты обуче­ния обучающихся по предмету (курсу, программе), учи­тывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного инте­реса обучающихся, используя компьютерные техноло­гии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы, в своей деятельности;

3.7. соблюдает права и свободы обучающихся, под­держивает учебную дисциплину, режим посещения за­нятий, уважая человеческое достоинство, честь и репу­тацию обучающихся;

3.8. осуществляет контрольно-оценочную деятель­ность в образовательном процессе с использованием традиционных и современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся);

3.9. вносит предложения по совершенствованию обра­зовательного процесса в образовательном учреждении;

3.10. участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других фор­мах методической работы, систематически повышает квалификацию;

3.11. проводит открытые занятия в соответствии с годовым планом работы школы;

3.12. обеспечивает охрану жизни и здоровья обучаю­щихся во время образовательного процесса;

3.13. осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими);

3.14. выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности, проводит инструктаж обучающихся по бе­зопасности труда на учебных занятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регист­рации инструктажа;

3.15. допускает в установленном порядке на занятия представителей администрации школы в целях контроля и оценки деятельности педагога;

3.15. заменяет на уроках временно отсутствующих учителей по распоряжению заместителя директора шко­лы по учебно-воспитательной работе с оплатой замены в установленном порядке;

3.16. дежурит по школе в соответствии с графиком дежурств в перерывах между занятиями, а также за 20 минут до начала и в течение 20 минут по окончании сво­их уроков;

3.17. проходит периодические бесплатные медицин­ские обследования;

3.18. соблюдает этические нормы поведения в шко­ле, быту, общественных местах, соответствующие обще­ственному положению учителя, соблюдает деловой стиль в одежде;

3.19.обеспечивает светский характер образования (не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии);

4. Права

Учитель имеет право:

4.1.участвовать в управлении школой в порядке, оп­ределяемом Уставом школы;

4.2.на защиту профессиональной чести и достоинства;

4.3.знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объ­яснения;

4.4.защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае дис­циплинарного расследования, связанного с нарушением учителем норм профессиональной этики;

4.5.на конфиденциальность дисциплинарного рас­следования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

4.6. свободно выбирать и использовать:
методики обучения и воспитания, не противоречащие закону «Об образовании»;

методы оценки знаний;

учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с образовательной программой, утвержденной Образовательным Учреждением (выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждений, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определённым образовательным учреждением и допущенным к использованию Министерством образования и науки РФ);

4.7. принимать участие в разработке учебного плана и образовательной программы, в принятии решения в разработке Учебного плана.

4.8. привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами поведения учащихся.

4.9. приглашать от имени Школы родителей (законных представителей) для информирования об успехах и нарушениях их детей.

4.10. на сокращенную рабочую неделю, удлинённый оплачиваемый отпуск, пенсию за выслугу лет, социальные гарантии и льготы в порядке, установленном законодательством РФ;

4.11. получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста;

4.12. длительный отпуск со сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, в порядке, определённом Администрацией района на основании разработанном Администрацией района;

и иные дополнительные льготы и права, предусмотренные законодательством РФ.

4.7. повышать квалификацию;

4.8. аттестоваться на добровольной основе на со­ответствующую квалификационную категорию и полу­чить ее в случае успешного прохождения аттестации;

4.9 давать обучающимся во время занятий и пере­мен обязательные распоряжения, относящиеся к органи­зации занятий и соблюдению дисциплины, применять к обучающимся меры педагогического воздействия в слу­чаях и порядке, установленных Уставом и Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся школы;

4.10 подать комиссии по расчету критериев оценки качества труда учителей подтверждающие документы о результатах эффективности своего труда для установления доплаты за показатели и критерии эффективности деятельности учителя.

5. Ответственность

5.1. В установленном законодательством Российской
Федерации порядке учитель несет ответственность за:

реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графи­ком учебного процесса;

жизнь и здоровье обучающихся во время образова­тельного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных ак­тов, должностных обязанностей, установленных насто­ящей Инструкцией, учитель несет дисциплинарную от­ветственность в порядке, определенном трудовым зако­нодательством.

5.3. За применение, в том числе однократное, мето­дов воспитания, связанных с физическим и (или) психи­ческим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка учитель мо­жет быть освобожден от занимаемой должности в соот­ветствии с трудовым законодательством и Законом Рос­сийской Федерации «Об образовании».

5.4.За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполне­нием (неисполнение) своих должностных обязанностей учитель песет материальную ответственность в поряд­ке и в пределах, установленных трудовым и (или) граж­данским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Учитель:

6.1.Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) не более 36 часов в неделю (ст. 333 ТК РФ) и включает преподавательскую работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.

6.2.Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, включающий предоставление выходных дней, определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. №69, зарегистрированного в Минюсте РФ 26 июля 2006г. (рег. №8110).

6.3.Выполнение педагогической работы педагогическими работниками включает нормированную часть рабочего времени и другую часть педагогической работы:

· Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся, в том числе "динамический час" для обучающихся I класса. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.

Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом и другими локальными актами образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.

При проведении спаренных учебных занятий неустановленные перерывы могут суммироваться и использоваться для выполнения другой педагогической работы в порядке, предусмотренном правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

· Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и включает:

выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;

организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;

время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;

периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приема ими пищи. В дни работы к дежурству по образовательному учреждению педагогические работники привлекаются не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия;

выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).

6.4.в период каникул, не совпадающий с отпуском, привлекается администрацией школы к педагогичес­кой, методической или организационной работе в пре­делах времени, не превышающего учебной нагрузки до начала каникул. График работы учителя в каникулы утверждается приказом директора школы; в каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы). Режим рабочего времени педагогических работников, принятых на работу во время летних каникул обучающихся, воспитанников, определяется в пределах нормы часов преподавательской (педагогической) работы в неделю, установленной за ставку заработной платы и времени, необходимого для выполнения других должностных обязанностей.

6.5.в периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) в отдельных классах (группах) либо в целом по образовательному учреждению по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям учителя и другие педагогические работники привлекаются к учебно-воспитательной, методической, организационной работе.

6.6.заменяется на период временного отсутствия учителями той же специальности или учителями, име­ющими отставание по учебному плану в преподавании своего предмета в данном классе;

6.7.получает от администрации школы материалы нормативно-правового и организационно-методичес­кого характера, знакомится под расписку с соответству­ющими документами;

6.8.систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администра­цией и педагогическими работниками школы.